Фольксдойче Фо́льксдойче — (нем. Volksdeutsche, «этнические немцы») — обозначение людей, родным языком которых был немецкий и которые жили вне Германии (в отличие от «райхсдойче» нем. Reichsdeutsche — «немцев из рейха»). Понятие возникло после Первой мировой войны, когда, в результате изменений границ, многие немцы оказались за рубежом, и оставалось в активном употреблении до 1940—1960-х годов XX века.
В период существования Третьего Рейха (1933—1945) фольксдойче имели особый правовой статус как в пределах самого рейха, так и в генерал-губернаторстве, протекторатах и рейхскомиссариатах, а также в союзных странах.
В данной статье также раскрывается и обобщается значение термина фольксдойче как этнической группы немцев, живущих вне границ национального государства.
Происхождение термина
Согласно трактовке Дорис Берген[1][2], авторство этого термина приписывается Адольфу Гитлеру, который, предположительно, впервые самолично ввел в употребление термин фольксдойче в меморандуме Имперской Рейхсканцелярии от 1938 года. В этом документе термином фольксдойче определяются «люди, чей язык и культура имеют германские корни, однако, не имеющие германского гражданства». Так или иначе, для Гитлера и других немцев того времени этот термин нёс в себе некоторые смысловые оттенки — чистота крови, расовое определение — то, что не входит в современный русскоязычный термин «этнические немцы» и является сугубо идеологическими оттенками данного термина. В соответствии с немецкими постановлениями 1930-х гг., около 30 миллионов фольксдойче жили вне границ рейха, существенная часть их — в Восточной Европе — Польше, Украине, странах Балтии и Румынии.
Нацистские фундаментальные идеи экспансии на Восток отводили фольксдойче особую роль в немецких планах завоевания стран Восточной Европы, что и было достаточно четко обозначено в генеральном плане «Ост».
Нацистские власти постоянно выступали с официальными призывами к сотрудничеству или репатриации в Германский рейх лиц-фольксдойче, главным аргументом при этом выступала идея «кровного единства» с немцами, живущими в Германии. Так, в 1931 году ещё не пришедшие к полной власти, нацисты открывают «Auslandsorganisation der NSDAP» (сокр. «NSDAP/AO» — «Заграничная организация Нацистской Партии»), чей основной и единственной реальной целью являлось распространение нацистской пропаганды среди германских национальных меньшинств других стран мира (фольксдойче)
Положение фольксдойче во время Первой мировой войны
Война с Германией и Австро-Венгрией развязала анти-немецкие настроения и пропаганду борьбы с «внутренним врагом» в российском обществе. В связи с этим фактом самое пристальное внимание обращали на себя подданные империи-немцы по национальности, в связи с чем появилось множество предвзятых публикаций о них. В начальный период войны отношение к данной группе было благожелательным, всячески подчеркивалось их отличие от германского населения. Отмечался большой финансовый вклад в создание и развитие сети лазаретов и больниц, благотворительная работа немцев среди населения[6]. Однако же впоследствии, к 1915 году, по мере ухудшения ситуации на фронте, отношение государства и населения к немецким гражданам империи стало меняться в худшую сторону. Неоднократно в определенных газетах начали публиковаться статьи провокационного характера, которые, несмотря на опровержения, данные властями после проверки фактов, сумели изменить атмосферу в обществе.
Однако же, необходимо отметить реакцию на политику в отношении российских немцев в периодической печати левого направления. Так, например, саратовское издание «Наша газета» опубликовала речь депутата Государственной Думы Н. Чхеидзе на заседании 19 июля 1915 года, в которой достаточно активно осуждается начатая в обществе и СМИ антинемецкая кампания. В частности, приведены следующие слова депутата:
Что касается, опять-таки во имя единения, травли граждан немецких русско-подданных, конечно, не тех, которые довольно высоко сидят, их никто не трогает, но обыкновенных, так вы знаете, во что эта травля вылилась, чуть ли не в погром в первопрестольной столице России и это благодаря не только попустительству, но и по инициативе властей
Впоследствии отношение населения к этническим немцам стабилизировалось, во многом, из-за радикальной смены идеологии на "пролетарский интернационализм" и своеобразное "спускание пара" в обществе в процессе революций и гражданской войны.
Во время нацистского правления
Во время нацизма, термином «фольксдойче» обозначали немцев, родившихся за рубежом Германии, проживающих в странах, оккупированных Германией и подавших прошение на гражданство Третьего рейха. До Второй мировой войны около 10 миллионов фольксдойче проживали в Центральной и Восточной Европе. Также большое количество немцев жило на юге СССР.
Deutsche Volksliste
После начала оккупации стран восточной Европы войсками Германии в сентябре 1939 года, немецкая сторона, а именно — организация «фольксдойче миттельштелле», организовала центральное регистрационное бюро, названное «Список германских граждан» (нем. «Deutsche Volksliste», сокр. DVL), где они регистрировали немцев с гражданством оккупированных стран как фольксдойче. Местное неарийское население было крайне заинтересовано в попадании в этот список, так как тем, кто числился в данном списке, были положены определенные выгоды, включая лучшее питание и особый правовой статус.
Deutsche Volksliste подразделял фольксдойче на 4 категории:
* Категория I: Личность германского происхождения, предложившая свои услуги рейху до 1939.
* Категория II: Личность германского происхождения, оставшаяся пассивной.
* Категория III: Личность германского происхождения, этнически частично смешавшаяся с местным населением, напр., посредством брака с местным партнером, или посредством рабочих связей (на территории Польши это особенно касалось силезцев и кашубов).
* Категория IV: Личность с германскими предками, чьи предки были культурно едины с местным населением, но поддерживающая «германизацию».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии