Символы эпохи СССР захвачены за гроши!
ШОКОЛАДНЫЕ «Мишки», липкие «Му-му», шипучий «Буратино»… Вот он — вкус, знакомый с детства. Не говоря уже о «Жигулевском», «Столичной» и валидоле — есть что вспомнить! А знаете ли вы, сколько стоят эти ностальгические названия? Нет, не продукты, а сами имена! Миллионы долларов! И за них сейчас идет настоящая драка.
В СССР не очень-то заботились о том, кому будут принадлежать торговые марки (или, как их теперь модно называть, бренды). Разве что о регистрации за рубежом. Кстати, именно из-за скандала с регистрацией у заграничного варианта «Жигулей» появилось другое имя «Лада» — так звали дочь тогдашнего гендиректора ВАЗа.
БОЛЬШИНСТВО товарных знаков (кроме, пожалуй, водки, но о ней разговор особый) вообще не были ни на кого зарегистрированы. В СССР их производили несколько предприятий и не ссорились.
В общей сложности таких брендов (когда товар с одним названием делали разные производители) было штук 200. Три десятка заводов плавили сырки «Янтарь» и «Дружба», в каждом городе был свой «Детский мир» (кстати, сегодня слова «Детский мир» тоже приватизировали).
Когда в 1992 году был принят закон о товарных знаках, приватизация брендов прошла по принципу «кто первый встал, того и тапки». Взять то, что плохо лежит, стоило копейки (пошлина за регистрацию товарного знака составляла всего 60 руб.).
Все водочные марки успела схватить одна компания и требует с заводов деньги за разрешение производить водку под таким названием. Один из самых популярных брендов — «Прима» — принадлежит ассоциации «Табакпром» (24 фабрикам, производящим 80% сигарет). Чтобы получить право на производство «Примы», надо заплатить ассоциации. Бренд «Ява» вместе с заводом приобрела British American Tobacco.
А печенье «Юбилейное»вместе с фабрикой «Большевик» купил «Danone». Так что теперь «Юбилейное» — французский бренд.
В пищевой отрасли все знаки разделены между производителями. Кто подсуетился, тот и стал обладателем. Ну а что же те, кто не успел? По-разному: кто-то стал платить за использование марки, кто-то придумал для своих товаров новые названия. Но многие не смирились.
В 1992 г. Самарский пивоваренный завод (ныне компания «Жигулевское пиво») зарегистрировал товарный знак «Жигулевское». Но пиво под таким же названием варили еще с десяток российских заводов. Они запротестовали. После множества судов и апелляций в конце прошлого года Роспатент разрешил всем желающим производить такое пиво.
«Жигулевское» мстит
В ОТВЕТ самарцы предприняли атаку на другие старые советские знаки. «Мы подавали в суд возражения против регистрации брендов «Прима», «Белочка», «Мишка на Севере», «Снежок» и др., — говорит начальник юридического отдела компании Галина Соколова. — Мы хотели доказать, что Роспатент в одинаковых случаях принимает диаметрально противоположные решения. Те знаки он зарегистрировал, а наш почему-то сделал общественным».
Уголь тлеет. Табачные фирмы из Оренбурга готовы судиться по поводу монополизации «Примы». В Ставропольском крае недовольны приватизацией советских кондитерских марок, в Волгоградской области — монополизацией водочных брендов.
Конфликт выходит за пределы России. Например, винная марка «Монастырская изба» зарегистрирована разными компаниями в нескольких странах СНГ. У конфет «Гусиные лапки» и карамели «Снежок» хозяева есть и в России, и на Украине.
С водкой тоже не все в порядке. За названия «Столичная», «Московская» и др. бились две конторы — «Союзплодимпорт» и «Союзплодоимпорт» (названия отличаются одной буквой в середине). Первая — старая советская, водочные марки были зарегистрированы на нее как раз для выхода на заграничный рынок. После перестройки она стала частной. Вторая фирма — молодое казенное предприятие при Минсельхозе. Оно в итоге и победило, и водочные бренды вроде как достались государству. Но это только внутри России. На зарубежных рынках имена нашей водки до сих пор принадлежат прежнему владельцу — частной фирме «Союзплодимпорт», сокращенно S.P.I. «Stolichnaya», поступающая за границу, производится на принадлежащем S.P.I. рижском заводе Latvijas Balzams. Наших на Запад не пускают. Они судятся.
Время от времени раздаются голоса с требованием вернуть «народные» бренды государству. «Если бы табачные марки принадлежали России и производители платили бы государству за использование бренда, бюджет ежегодно получал бы около 1,2 млрд. рублей, — считает начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции МВД России Игорь Королев. — А сейчас их присвоили заграничные корпорации».
Государству привет!
ИСТОРИЯ показывает, что большого толка от государства как от собственника и управленца нет. В N 30 «АиФ» уже писал о том, что от деятельности «Союзплодоимпорта», насобиравшего водочные марки, нам, простым гражданам, ни холодно ни жарко: доходов от этого бюджет еще не видел. Вместо миллионов он пока зарабатывает тысячи, и те тратит «на собственные нужды». Но, между прочим, продолжает «собирать марки». Несколько месяцев назад получил «в подарок» товарный знак «Советское шампанское» (его в России выпускает более 30 предприятий, и теперь каждое обязано отдавать казенному предприятию с каждой бутылки по 80 коп.).
«Бизнес-сообщество тревожится, — комментирует Владимир Мещеряков, зам. начальника отдела юридической фирмы «Городисский и Партнеры», — в уставе «Союзплодоимпорта» идет речь о том, что это предприятие может распоряжаться не только водочными, но и табачными, и кондитерскими советскими товарными знаками».
В приватной беседе эксперты намекали, что таким образом нынешние государственные чиновники, не успевшие принять участие в приватизации, пытаются переделить собственность в свою пользу.
Пару лет назад Роспатент взялся было бороться за наведение порядка с советским наследством. Но потом махнул рукой и даже не откликнулся на просьбу «АиФ» прокомментировать ситуацию. Так что проблема остается неурегулированной. И войны будут продолжаться. Как долго? Доколь останутся живы те, кто еще помнит шоколадные «Мишки», липкие «Му-му», шипучий «Буратино»…
-----------------------------111293235618142
Content-Disposition: form-data; name="smiles_on"
1