Различные типы этнической идентификации у российских немцев в Германии В исследуемом мною регионе Нюрнберг-Фюрт-Эрланген можно выделить следующие внутренние структуры российских немцев:
* Землячество
* Религиозные общины28
* "Дом Родины"
* Историческое общество российских немцев
* Театр
* "Литературное общество российских немцев"
* Интернет сайты
* Газеты
* Магазины
* Туристические агенства
* Дискотеки
Естественно, что российские немцы, живущие в регионе, не являются однородной гомогенной группой. Они очень разнообразны и они используют различные внутренние структуры в зависимости от типа этнической идентификации.
Землячество российских немцев, с одной стороны, и русские магазины и русские дискотеки, с другой, символизируют противоположные полюса интеграции. Землячество - это то, как видится интеграция в идеале, и какой она должна быть. А магазины и дискотеки, это то, как совсем не хотелось, но как получилось.
Проанализировав проведенные интервью, я выделила три типа этнической самоидентификации российских немцев. Была выявлена зависимость успешности интеграции от времени переезда в Германию. Те, кто раньше переехал в Германию, в большей степени интегрированы в немецкое общество, по сравнению с более поздними переселенцами. Об этом же пишет в своей работе Ульрике Клайнкнехт-Штрэле29. Исследователь провел 70 интервью с российскими немцами, переехавшими в Германию в различные периоды, и утверждает, что эти группы существенным образом отличаются между собой. Мигранты третьей фазы миграции (начавшейся после 1989 года) не составляют гомогенную группу, они отличаются друга от друга очень многим, начиная от мотивов миграции, места проживания в бывшем СССР, образования, и заканчивая степенью интеграции в немецкое общество.
Разнообразие самоощущений и самоидентификаций различных групп российских немцев можно выразить в следующей генерализированной типизации, проиллюстрировав ее выдержками из интервью:
Первая группа - российские немцы, считающие себя только настоящими немцами, "германскими". Это - ранние переселенцы, принадлежащие к первой волне возвращения на историческую Родину, которые живут в Германии более 30 лет. Большинство из них имеют высшее образование, превосходно владеют немецким языком. Некоторые собеседники - ранние переселенцы выражали желание проводить интервью на немецком языке, демонстрируя, принадлежность к немецкому народу. Они практически полностью интегрированы в немецкое общество, а их дети уже полностью ассимилированы (в соответствии с первой из рассмотренных выше концепций интеграции иностранцев в принимающее общество - рис. 1). Стать гражданами Германии для многих из них было основной жизненной целью, для которой они использовали все средства:
"Я все свою жизнь хотел переехать в Германию. Я всегда хотел тут жить. И сейчас мои дети - немцы. Они не говорят по-русски.” (Мужчина, 73 года, 29 лет в Германии. Сейчас на пенсии, до этого работал инженером на предприятиях "Siemens". Член исторического общества российских немцев.)
Российские немцы, которых я отношу к данной группе, практически не имеют проблем с самоидентификацией. Они считают себя немцами и активно демонстрируют это:
“Германия - моя Родина, мой дом. Я чувствую себя немцем. Россия это только место, где я родился.” (Он же.)
Но, несмотря, на установку "как немцы жить среди немцев", представители этой группы в своих поведенческих моделях демонстрируют черты российского/советского менталитета.
Многие из них являются участниками и руководителями землячеств российских немцев, исторического общества российских немцев, составляя интеллектуальную элиту российских немцев в Германии. В ходе интервью, многие поздние переселенцы, да и сами ранние переселенцы, в собственных самооценках отмечали, что последние живут достаточно изолированно от тех своих соотечественников, которые переехали в течение последнего десятилетия в Германию. Часто они даже встают в явную оппозицию к поздним переселенцам, полагая, что те создают невыгодный для ранних переселенцев, уже занявших прочные позиции в Германии, образ российского немца. Их позиция выражается следующими словами:
"Если мы хотим жить в Германии, хотим, чтобы Германия была нам родным домом, то не должны привносить в немецкую жизнь типично российские черты, должны от них отказаться. А что получается? В моем районе, где я живу в Нюрнберге уже три русских магазина, объявления на остановках на русском языке висят. Так они (поздние переселенцы - М.С.) никогда не будут жить в Германии, не станут полноценными гражданами Германии." (Женщина, 53 года, 29 лет в Германии. Глава строительной фирмы, активная участница работы землячества российских немцев и "Дома Родины").
В силу высокой степени интегрированности в немецкое общество, они в своей повседневной жизни полностью окружены социальными связями "немецкого мира", являются жителями "немецкого мира".
Среди всех внутренних структур российских немцев, представители данной группы активно (пожалуй, активнее, чем представители других групп) создают сами и участвуют в жизни тех внутренних структур, которые позволяют реализовывать в первую очередь их духовные и интеллектуальные запросы, которые Германия не может помочь им реализовать (табл. 3). Это, как уже было выше сказано, работа в Землячествах российских немцев, в историческом обществе российских немцев, проведение традиционных встреч земляков, различных конференций, диспутов.
Вторая группа - поздние переселенцы, считающие себя российскими немцами, людьми, принадлежащими к двум культурам одновременно. Среди этой группы много людей с высшим образованием. Обычно это - молодые и среднего возраста жители больших городов, которые в бывшем СССР не жили в моноэтничной среде российских немцев. Большинство из них сразу после переезда в Германию пытаются улучшить или выучить немецкий язык, найти достойную работу. В большинстве случаев они находят “свое место” в Германии, и довольны своей жизнью.
Значительная часть российских немцев, которых я отношу к этой группе, не разрывает свои связи с Россией или другими местами, откуда они переехали. Но и не замыкается только на семейных кругах российских немцев, а настроены на активное вхождение в жизнь Германии. У них достаточно много контактов с немцами ФРГ - коллегами по работе, соседями, друзьями. Они являются гражданами двух миров - "немецкого" и "российского".
В самом начале своей “германской” жизни они испытывали проблемы с самоидентификацией. Им сложно было понять, почему в Германии они воспринимаются “русскими”, ведь они же вернулись на свою историческую родину, имеют немецкие корни. Как выход из ситуации для многих российских немцев можно привести слова молодого человека, приехавшего в Германию в двадцатилетнем возрасте и уже прожившего в стране более девяти лет.
"Ожидал, естественно, какие-то сложности. Но не думал, что мы не будем здесь восприниматься своими. Осознавал, что мы конечно, и по менталитету, и по другим качествам будем разниться от местного населения. Но не думал, что мы будем ими восприниматься, чисто русскими, пришлым чужим населением. Это какое-то время мне мешало, а потом я просто с этим смирился и не обращаю на это внимания. Это существует, но уже не мешает мне. Я считаю себя российским немцем." (Мужчина, 29 лет, 9 лет в Германии, учится на факультете Славистике в университете, работает в библиотеке университета)
Для многих представителей этой группы характерна следующая позиция:
"Это же большая удача для меня и моих детей то, что мы принадлежим к двум культурам сразу. Я не хочу забывать, то хорошее, что дала мне Россия, и то, что я приобрела, благодаря русской культуре. Я об этом постоянно и своим детям говорю. Я сознательно показываю им, что они должны пользоваться своим положением как преимуществом. Хотя часто именно из-за этого и я, и они сталкиваемся с непониманием остальных" (Женщина, 37 лет, 7 лет в Германии, окончила факультет славистики, работает в библиотеке Университета, член исторического общества российских немцев).
Интеграция этой группы поздних переселенцев идет по принципу третьей рассмотренной нами выше модели интеграции мигрантов в жизнь принимающего общества, по принципу культурного многообразия (рис. 1).
В соответствии с собственной этнической идентичностью представители этой группы активно используют практически все внутренние структуры российских немцев. Для них, среди всех групп российских немцев, характерен самый широкий спектр обращения к внутренним структурам - от землячеств до русских баров и дискотек (табл. 3).
При таком варианте самоидентификации роль внутренних структур может не ослабевать со временем. Респонденты из этой группы часто отмечали, что внутренние структуры помогают им чувствовать себя принадлежащим к двум культурам, не отказываться от своих привычек и социальных норм, к которым они привыкли в России. Использование внутренних структур в такой ситуации может восприниматься (и часто воспринимается) как разумный компромисс при выборе жизненного пути.
В качестве примера жизненной стратегии представителей этой группы российских немцев приведу точку зрения из частной беседы не записанной на диктофон. Одна из моих собеседниц, сравнивая жизнь в Германии и в России, отметила, что ей проще жить в Германии, потому что там в любой жизненной ситуации есть свои правила и нормы поведения, а в России ее пугает непредсказуемость и неуверенность в завтрашнем дне. С другой стороны, ощущение, что немцы все делают запланировано (учатся, работают, ходят на свидания, отдыхают) очень ей мешает. Она не получает радости от посещения немецких дискотек или баров, поэтому с радостью обнаружила, что в Фюрте есть русская дискотека.
Третья группа - поздние переселенцы, испытывающие кризис этнической идентификации, они не считают себя русскими в полной мере, но и не могут ощущать себя немцами. Большая их часть не интегрировалась в принимающее общество, не прошла адаптацию, создавая замкнутые структуры, как это показано в концепции фрагментарного, разделенного общества (рис. 1).
В подавляющем большинстве значительная часть представителей этой группы - выходцы из сельской местности, хотя среди них есть и жители городов, они не имеют высшего образования. Большинство из респондентов, относящихся к этой группе, отмечали, что их ожидания в отношении Германии не оправдались во многом из-за того, что их здесь воспринимают не немцами, а русскими. В Советском Союзе они всегда были “фашисты” и “немцы”, а тут стали “русаками”.
"Мы не немцы для местных немцев, мы русские тут. Я живу уже три года в Германии и почти не говорю на немецком." (Мужчина, 54 года, 3 года в Германии, работает на временной работе подсобным рабочим).
Их отношение к своей этнической принадлежности можно сформулировать следующим образом:
"Я нахожусь где-то посередине. Я не знаю, кто я. Германия не моя родина, я не чувствую себя тут как дома. Я ощущаю себя не совсем полноценно тут." (Женщина, 24 года, 10 лет в Германии, работает на временной работе, на складе автосервиса)
Это наиболее многочисленная и наиболее проблематичная группа переселенцев. Именно этой группы касается подавляющая часть публикаций, посвященных интеграции и адаптации российских немцев в Германии. В нее входят представители разных возрастных групп, начиная от пенсионеров, которые переехали в Германию ради будущего своих детей (об этом говорят почти все пенсионеры), и заканчивая, подростками, которые, владея немецким языком, все равно не могут чувствовать себя полноценными гражданами Германии, из-за разницы в моделях поведения, жизненных целях и ценностях по сравнению с немецкой молодежью.
Зачастую представители старшего и среднего поколения этой группы не владеют немецким языком на уровне достаточном для получения хорошей работы, и практически не имеют возможности улучшать немецкий язык. Многие из них после переезда в Германию сильно понизили свой социальный статус, и уже не надеются восстановить его. Для многих в Германии нет профессионального будущего.
"Говорят, у нас в Союзе застой был, а у меня тут в моей жизни застой начался. Там я инженером на крупном заводе работал - жизнь кипела. А тут стою, наушники выдаю… Ради сына переехали, он тут хорошо устроился, работу нашел, доволен" (Мужчина, 60 лет, 7 лет в Германии, работает смотрителем в музее).
Эта группа российских немцев активно пользуется такими внутренними структурами как русские магазины, русские дискотеки, русскоязычные газеты Германии, русскоязычные интернет-сайты (табл. 3). Для данной категории российских немцев внутренние структуры, если они длительное время не выходят за их границы, начинают играть отрицательную роль, затрудняя интеграцию в немецкое общество и вызывая обоюдное непонимание обоих сторон. В итоге происходит социальная изоляция российских немцев, замкнутых только на свои внутренние структуры, и усиливается закрытость принимающего общества к переселенцам. То есть, многие из них, живя в Германии, по прежнему остаются жителями СССР. Один из немецких журналистов назвал этот социальный мир российских немцев в ФРГ "Германистан"30.
Причины и механизмы трудностей интеграции российских немцев
В заключительной части подробнее остановлюсь на причинах, затрудняющих интеграцию российских немцев в Германии (прежде всего представителей третьей группы, исходя из приведенной выше типологии (табл. 3)). Как было отмечено выше, одна из главных трудностей - кризис этнической самоидентификации российских немцев. В этом их отличие от прочих мигрантов в Германии. По сравнению с последними они здесь "не иностранцы", они "немцы", но в большинстве случаев воспринимаемые немецким обществом русскими. Отсюда и возникает у большинства переселенцев кризис этнической идентичности. Они уезжают из бывшего СССР немцами, а приезжают в Германию "русаками".
Все остальные иностранные переселенцы в Германии имеют в “тылу” свою Родину, свою страну (Турция, Италия и т.д.), им не нужно принципиально корректировать и усиливать собственную этноидентичность. Российские же немцы оказываются между двух миров, и в тоже время не идентифицируют себя в полной мере ни с одним из них. Их идентичность определяется частицей “не”. Они были “не русские” в России, и сейчас они “не немцы” в Германии.
Российские немцы, с одной стороны, являлись национальным меньшинством в СССР, а с другой стороны, большинство из них выросло и сформировалось в СССР, восприняв отличные от Германии установки и формы поведения. Это оказывает сильное влияние на их самоидентичность. Многие из них употребляют уже ставшее распространенным для немалого числа российских немцев самоназвание "русаки".
В качестве примера сложившегося противоречия, приведу ряд высказываний из проведенных интервью:
“Я всю жизнь штамп на лбу носил - “немец”, так и протаскал это на себе всю жизнь в Союзе.” (Мужчина, 71 лет, 4 года в Германии, не работает)46
"Когда, я еще девчонкой была, мне бабушка часто повторяла “Мой ноги, а то будешь как русские девочки”. На улице я часто от взрослых слышала: “Только посмотрите, какая аккуратная девочка, наверняка она немка. И я старалась как-нибудь быть причесанной не так аккуратно, чтобы уж на меня пальцами не показывали, а то чувствуешь себя не таким как все” (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).
Большинство интервьюеров в качестве неожиданной и пока мало преодолимой трудности, с которой они столкнулись после переезда в Германию, считают то обстоятельство, что их в Германии никаким образом не считают немцами, а только русскими. Вот как они сами озвучивали сложившуюся проблему:
"Я приехала в 14 лет, было очень трудно, подружек не было, я немецкий вообще не знала. В школе, дико было, в России, все обзывали "фашистка", а здесь я стала "русачка". Со мной никто не общался. Школа была не подготовлена к тому, что кто-то приедет, кто не знает немецкого. Там ничто не делалось, чтобы я учила немецкий. Я просто сидела рисовала на уроках" (Женщина, 24 года, 10 лет в Германии, работает на временной работе, на складе автосервиса).
"Чем отличаются российские немцы от местных немцев? Всем. Лучше спросить какое сходство? Сходство - только фамилия немецкая, принадлежность, к немецкой нации, к исторической, а на самом деле нас и не считают за немцев" (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).
Существенную роль в самоопределении и в становлении самоидентификации российских немцев играет отношение к ним принимающего общества. Им важно кем их считают сами немцы, в зависимости от этого они постоянно корректируют свою самоидентификацию.
Подобной точки зрения на причины, затрудняющие интеграцию российских немцев, придерживаются многие немецкие исследователи31. Они полагают, что трудность самоидентификации самый существенный барьер на пути к интеграции в германское общество. И только преодолев этот барьер, сделав его мостом, российские немцы смогут успешно интегрироваться в Германское общество.
С этой проблемой тесно связаны и остальные не менее важные, они взаимно обуславливают друг друга, образуя замкнутую цепь. Их можно выстроить в следующем порядке: трудности со знанием немецкого языка32 - проблемы в поисках работы - ограниченные контакты с немцами - иные жизненные установки и ценности по сравнению с немцами - формирование негативного образа немца.
В интервью респонденты указывали на непонимание их жизненных позиций местными немцами. То, что важно и значительно для российских немцев, чаще всего никаким образом не идентифицируется в таком качестве или идентифицируется нередко с противоположным знаком самими немцами, может им представляться даже своеобразным социальным "уродством". Вот как одна из респонденток высказалась по поводу взаимоотношений между российскими и местными немцами:
"Между российскими немцами и немцами стеклянная перегородка, мы не перемешиваемся, как масло и вода!" (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).
Российские немцы приезжая в Германию оказываются между двух "социальных зеркал"33 - своего, привычного, с одной стороны, и германского, с другой. Для российских немцев "престижно" выглядит человек, который может вовремя и ловко дать взятку, купить машину, получая социальную помощь, который экономит на еде, но строит дом, который не доверяет кредитам, и т.д. и т.д. То есть то, что приближает к "идеалам" жизни в советском и постсоветском обществе. Все это качества, для "типичного", позволю себе сказать, немецкого гражданина выглядят "абсолютно неприемлемыми". Таким образом, российские немцы оказываются перед необходимостью выбора той или иной модели поведения, поскольку они не могут одновременно красиво выглядеть в обоих зеркалах.
Вот как сами интервьюеры описывали подобные ситуации:
"Какие жизненные ценности у переселенцев? В первую очередь надо купить "Мерседес". Даже, если он год работает на социальной работе, и он знает, что он будет безработный, его это не касается. Он ведь потом будет с машиной" (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).
"Местные немцы видят, что "русаки" только приехали, а уже дом построили. Они удивляются. Ничего за душой нет, а тут же "Мерседес" крутой приобретают, они … только диву даются, как так можно… Мне даже соседи жалуются на наших: "Такой говорит, дом построили, так себя держат, у всех "Мерседесы". Немцы, вот она - начальница - а нос не задирает" (Она же).
Видя свое "привычное, красивое" социальное отражение "уродливым" в глазах местных немцев некоторые из российских немцев пытаются найти объяснения такому отличному восприятию мира у разных людей. Но, естественно, что многие не стремятся выходить из мира этого зазеркалья, в котором они чувствуют себя более комфортно, и в психологическом и в социальном смысле. В ином случае они должен полностью соответствовать нормам германского общества, отрываясь от сообщества российских немцев.
В качестве психологической компенсации формируется негативный образ "типичного немца", с помощью которого российские немцы объясняют для себя "невозможность интеграции" в немецкое общество. Причем, часто этот образ формируется людьми, имеющими минимальное количество контактов с местными немцами. “Типичный немец” это - скупой, недружелюбный, ленивый, закрытый человек, который не умеет воспитывать детей и имеет плохие отношения с родственниками.
Приведу на сей счет несколько примеров из интервью:
"Немцы отличаются от нас тем, что они - очень недружелюбные, очень, очень. Скупые немцы. Чисто немцы очень скупые, жадные" (Женщина, 24 года, 10 лет в Германии, работает на временной работе на складе автосервиса).
"Местные немцы на тесное общение не идут. В лучшем случае они контактируют, когда живут по соседству. Они не допускают других в свой мир, как мы привыкли. Это русский менталитет - сразу в гости приглашать. Они будут мило беседовать при встрече, на улицах, в транспорте, но к себе домой не позовут. До себя допустить - этого нет" (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).
Для представителей этой группы российских немцев путь к полноценной интеграции будет долгим и сложным. На мой взгляд, их полная интеграция возможна только через несколько поколений, уже для детей и внуков мигрантов, переехавших в 1990-е годы в Германию.
Выводы
В ходе проведенного мною исследования была прослежена зависимость между обращением российских немцев, переехавших в Германию, к определенным внутренним структурам, типами их этнической самоидентификации и степенью интегрированности в жизнь Германского общества. В зависимости от типа самоидентификации российских немцев меняется роль внутренних структур в обеспечении процесса интеграции российских немцев в жизнь принимающего общества.
Для тех групп российских немцев, которые обладают достаточно стабильной этнической самоидентификацией (те, кто считает себя "германскими" немцами и те, кто считает себя российскими немцами) внутренние структуры играют роль разумных компромиссов и реализаторов определенных духовных потребностей. Продолжительность их положительного воздействия на российских немцев определяется не неделями и месяцами, а годами и десятилетиями. При отсутствии кризиса этнической идентичности и прочие внутренние структуры играют положительную роль, уже не в ходе интеграции российских немцев в Германское общество, а для поддержания стабильности их жизни.
Для других групп российских немцев, которые испытывают кризис этнической идентификации роль внутренних структур несколько иная. С одной стороны, они облегчают новоприбывшим узнавание страны, знакомят их с элементарными жизненными нормами и правилами поведения в новой жизненной среде. С другой стороны, при определенных условиях тормозят вхождение поздних переселенцев в жизнь немецкого общества. Не ослабляют, а только усиливают кризис самоидентичности, вызывая трудности в процессе интеграции в немецкое общество. Продолжительность положительного влияния внутренних структур может варьировать от нескольких недель до нескольких месяцев. Их же отрицательное воздействие может затянуться на годы. Что бы этого не происходило должна проводится грамотная политика приема поздних переселенцев и программа их интеграции в новых условиях, основанная, в том числе, и на приведенных выше фактах и причинах, затрудняющих адаптацию российских немцев в Германии.